Дизайн кофейни

Так ли необходим профессиональ­ный дизайн-проект для кофейни? Где найти хорошего дизайнера и во сколько обойдётся его работа?

Илона: Кофейня — достаточно сложное помещение. Она должна быть не толь­ко красивой и уютной, но и удобной в функциональном плане. Кроме того, помещение кофейни проверяется орга­нами санитарного контроля, поэтому кроме собственно оформления у дизай­нера много другой работы. Подбирать оформителя лучше по отзывам, по его работам. Если нужного знакомого нет, можно выведать, кто оформлял кофейни, которые нравятся лично вам. А можно привлечь к работе знакомого художни­ка — и он внесёт нужные штрихи, под­правит и доработает уже готовый дизайн. Средняя стоимость дизайн-проекта — от 20 € до 50 € за квадратный метр. При этом всегда можно договориться на какие-то более выгодные условия.

Дмитрий: Кофейня — это многофунк­циональное заведение. Здесь можно устроить и бизнес-встречу, и романти­ческий вечер с любимым или заскочить в середине дня за чашечкой эспрессо. Но всё это не подразумевает засижива­ния до утра, и именно поэтому в кофейне необходимо создать приятную, комфорт­ную, эстетически привлекательную атмо­сферу, чтобы минуты пребывания в ней зарядили гостя позитивом и энергией на весь оставшийся день, вызвав желание зайти к вам ещё. С такой задачей может справиться только человек со вкусом, с чувством стиля.

Если говорить о деньгах, то цены очень разнятся и зависят не только от специфи­ки, задач функционала, декорирования, бюджета заказчика, но и самого состава проекта, то есть комплекса набора черте­жей рабочего проекта и качества подачи творческого, то есть визуализации. Пло­щадь также имеет значение: маленькую кофейню гораздо сложнее организовать функционально, оставив воздух в ин­терьере, не дав задохнуться в собствен­ном антураже. Поэтому площадь до 50 м2 оценивается приблизительно в 40 $ за квадратный метр, а после 50 м2 — уже дешевле, около 20–30 $.

На чём можно сэкономить, оформ­ляя кофейню, и на чём никак нельзя?

Илона: Сэкономить можно на оформле­нии стен — постерах, фотографиях, кар­тинах, сделав акцент на мелочах. Можно сделать красивую барную стойку, кото­рая станет изюминкой помещения, а ос­тальное смикшировать. Так как проходи­мость в кофейне высокая, на пол можно уложить менее дорогую плитку. Вот на чём экономить нельзя ни в коем случае, так это на посуде. А вообще, опытный дизайнер всегда подскажет идеальное решение именно для вашей кофейни.

Дмитрий: Я бы советовал сэкономить на дорогих строительных и отделочных материалах, грамотно используя более дешёвые. Можно сделать красивый декор с помощью подручных средств, заме­нив дорогостоящие отделочные работы смекалкой и художественными навыками. Главное — создать нужную атмосферу релакса, а дорогими или дешёвыми ма­териалами — не имеет значения. Даже самый дорогой материал можно подать так невыгодно, что он будет смотреться дешевле дешёвого, и наоборот.

Какие тенденции в оформлении кофеен просматриваются у нас и за рубежом?

Илона: Что у нас, что за рубежом на­блюдается возвращение к тёплому де­кору, некоему хаус-стилю. Если в 1970–80-е преобладал авангардный стиль, то теперь оформление кофеен тяготеет к замкнутости и домашнему уюту.

Дмитрий: Мне думается, что гово­рить о тенденциях вообще не стоит. Всё зависит от самой идеи. Оформив кофейню в непопулярном стиле, зало­жив в декор какой-то иносказательный, а может, философский или политиче­ский смысл, вы добьётесь большего результата: ваше заведение выбьется из общей массы подобных помещений, не перестав быть собственно кофейней. Изначально заказчик должен иметь представление о том, какой смысл он хочет вложить в своё детище и на кого его кофейня будет рассчитана. А затем, отшлифовывая эту главную мысль, маэ­стро-дизайнер создаёт уже гармонию концепции, и если она состоится, то есть дизайнеру удастся донести до каждого эту мысль, идею и весь задуманный кон­цепт — значит интерьер кофейни, сама кофейня и весь шедевральный проект со­стоится и будет пользоваться колоссаль­ным спросом! Сейчас народ уже сложно удивить, поэтому чем проект вычурней (а может, наоборот, спокойнее в окруже­нии вычурности), чем больше он выделя­ется, тем интереснее место.

Какие идеи, решения в дизайне ко­фейни вам кажутся удачными, а к каким прибегать не стоит?

Илона: Мне бы хотелось, чтобы кофейни не повторяли друг друга в оформ­лении. Традиционные шоколадно-молочные краски — это не догма. Кофейня может быть и розовой с золотом — в австрийском стиле, а весь «шоколад» останется в чашеч­ке. Главное — это гармония и сба­лансированность цветов. В кофейне должна быть витрина с оригиналь­ными бисквитными штучками — что красиво и вкусно. Очень важно правильное освещение. Идеальный вариант — точечный свет (над сто­ликом), интенсивность и направ­ленность которого можно менять. Особое внимание я советую уде­лить посуде, меню и даже салфет­кам — всё перечисленное должно сочетаться между собой и нести индивидуальность.

От чего стоит отказаться в кофей­не, так это от излишней помпезно­сти. Чашечка кофе не должна быть обставлена, как церемониальный ужин, ведь кофейня — изначально демократичное место.

Дмитрий: Как вариант, кофепитие мож­но совместить со зрелищным искусством, например выставкой старинных кофейных чашек, турок или картин на кофейную тематику. Можно вдохновиться новым стилем — гризайли — рисунками кофе и кофейной гущей на бумаге. Подобные картины идеально вписались бы в дизайн любой кофейни.

Если помещение маленькое, то всё же лучше прибегнуть к кофейным, шоколад­ным цветам с вкраплениями золота (по аналогии с золотой туркой), что сделает вашу кофейню похожей на драгоценную шкатулку. Если мы работаем с большим объёмом, то хорошо смотреться будут пе­сочные и кремовые оттенки.

Чего бы я точно не стал делать, так это вешать плазменную панель, как в соседнем баре. В кофейне нужно сохранить атмо­сферу спокойствия и гармонии, как це­ремонию, как часть культуры, возможно, дополнив дизайн расслабляющей музыкой в стиле chillout. Впрочем, наравне с класси­кой, имеет место быть и хай-течный стиль или стиль ар-деко, в котором посетитель с удовольствием увязнет, как в большом кремово-шоколадном, кучерявоукрашен­ном торте.

Назовите несколько наиболее сим­патичных вам декораторских решений в оформлении минских кофеен.

Илона: Есть в Минске одно кафе с чрез­вычайно вкусной, уравновешенной ат­мосферой. Причём, решено оно очень простыми декораторскими приёмами — фарфор от «IKEA», обычные стеклянные банки на стеллажах, заполненные мака­рошками и сухариками. А вместо салфеток посетителям предлагают лист для рисова­ния — очень удачное решение, учитывая то, что каждый второй любит что-нибудь чертить, рисовать во время беседы. Кстати, рисунки хранятся там же, в кафе, они со­браны в отдельную папку. В другом, также любимом мною месте, мне нравится жи­вая музыка. В кофейне это необязательно должно быть трио или квартет, достаточно хорошей игры на рояле. А вообще, я очень люблю кофейни во Львове — их там мно­го, и все разные. Будущему ресторатору стоит съездить туда, чтобы вдохновиться и поучиться.

Дмитрий: Мне очень понравилась одна кофейня (не помню, как она называлась) в стиле ар-деко. Всё было сделано очень грамотно и с изюминкой — с помощью ложек. Это было необычно и смело для данного стиля, хотя в чистом виде у нас уже давно никто не использует это направ­ление, выбирая фьюжн- и кич-интерьеры. Для меня качественный дизайн — это ко­гда ты заходишь в кофейню, и тебе сразу хочется там остаться и всё рассмотреть, а заодно попробовать какой-нибудь десерт, даже если ты не сладкоежка.

Онлайн заказ